Что Красные Кхмеры сделали с Камбоджей
В 1975 году Камбоджа стала полем для проведения чудовищного эксперимента по построению коммунистического общества. Пришедшие к власти Красные кхмеры упразднили города, начав переселение городского населения в сельские коммуны.
Когда в 1975-м к власти в Камбодже пришли красные кхмеры, Советский Союз попытался установить с новым государством дипломатический контакт. Ответ на советский запрос звучал приблизительно так: «Спасибо большое, но нам некогда».
Позже ситуация изменилась, а лидер красных кхмеров Пол Пот даже побывал в Москве. И, тем не менее, Демократическая Кампучия (именно так стала называться Камбоджа) все четыре года своего существования провела в статусе частично признанного государства. Признали его только Пекин, Албания и КНДР. Дело было не в кровавом режиме или вопросах легитимности, а в том, что красные кхмеры не стремились общаться с внешним миром.
Ношение очков было в Демократической Кампучии преступлением
Поту, именуемый отныне Братом номер один, было не до дипломатии. Он и остальные «братья» запустили эксперимент по строительству нового «идеального общества» абсолютного равенства. Этому обществу не нужны были города, деньги, промышленность, экономика, культура, образование и религия. Пол Пот сформулировал основные потребности достаточно просто: для построения «светлого будущего» нужен один миллион преданных людей. Проблема в том, что население Камбоджи в 1975-м составляло приблизительно семь с половиной миллионов человек. Все лишние подлежали уничтожению.
Красные кхмеры разделили население на три категории: «основной народ» — те самые преданные люди для светлого будущего по-кампучийски, «новый народ», — люди, нуждавшиеся в значительном перевоспитании, третья категория названия не имела, ибо в них красные кхмеры видели врагов режима. В эту категорию попали врачи, учителя, бывшие крупные землевладельцы, ученые, буддистские монахи, чиновники и военные предыдущих режимов, зачастую даже иностранные дипломаты. Этих людей просто убивали, причем без каких-либо судов и прочих процедур, затягивавших процесс истребления.
Судебная система Демократической Кампучии тоже была совершенно не нужна. С этого момента мучительная смерть грозила не только врачам или ученым, но даже людям, носившим очки.
Черепа жертв Красных кхмеров, найденные в одной из братских могил
Реформаторский эксперимент Пол Пота вообще проводился стремительно, без проволочек. Красные кхмеры ликвидировали кхмерский язык, заменив его своей собственной лексикой. Под запрет попали слова «мать» и «отец». И это было до ужаса логично, потому что в новом обществе не было места ни семье, ни родителям. Впрочем, к этому красные кхмеры пришли не сразу.
А начали они с того, что упразднили главную угрозу всеобщему равенству. Речь, разумеется, о городах. Пол Пот считал, что население страны должно жить в трудовых коммунах, работая по 18−20 часов в день. Только таким образом можно было достичь «светлого будущего». Городское население подлежало выселению в сельскую местность. Размусоливать не стали. Жителей крупных городов попросту вывели из домов и отправили в коммуны. Число жертв депортации в «светлое будущее» измерялось десятками, а то и сотнями тысяч. Их не убивали, они просто не выдерживали дороги, и военные, сопровождавшие конвои, бросали их умирать.
Наука, культура и медицина были запрещены и ликвидированы
Медицина ведь тоже была запрещена. Среди жертв этого переселения оказались близкие родственники Пол Пота. Старшие сестры Брата номер один узнали о том, что страной руководит их брат, уже много позже. Имена членов правительства держались в строжайшем секрете. Называть их иначе, чем «Брат номер один» или «Брат номер два» было строго запрещено.
За нарушение трудового режима в коммуне полагалась смертная казнь. Военным было приказано экономить патроны, так что для убийства использовались подручные средства: лопаты, мотыги, вилы, иногда даже просто камни. Опять-таки, никаких судов: между нарушением режима, обвинением и казнью проходило, нередко, меньше пятнадцати минут.
Руководство коммунами тоже осуществлялось коллективно, кто принимал решения — неизвестно. Зато известно, что любви и каким-либо чувствам в этом идеальном обществе места тоже не было. Браки здесь заключались по решению старших по званию. Мужчину и женщину подходящего возраста просто выводили в центр коммуны и объявляли мужем и женой. Они при этом могли быть не знакомы друг с другом. Молодоженам предоставлялся выходной день, чтобы они могли побыть наедине. Удивительно, но многие такие семьи оказывались потом очень крепкими.
При этом рожать детей можно было только с разрешения руководства коммуны, а о воспитании сына или дочери родителями не могло быть и речи. Детей у них изымали, передавая в специальные лагеря. Смертность в таких учреждениях была невероятно высока. Выжившим детям прививалась любовь к их новой родине. Среди прочего им внушали ненависть к родителям, зато уже в 10−12 лет мальчик мог получить в руки боевое оружие и приказ патрулировать улицы и следить за порядком.
Улицы Пномпеня патрулировали вооруженные до зубов дети.
Изображения жертв режима Красных кхмеров из камбоджийского Музея геноцида
Пока население умирало в коммунах, красные кхмеры уничтожали тяжелое наследие предыдущих режимов. По приказу Пол Пота взрывались опустевшие школы, библиотеки и больницы. С особым цинизмом коммунисты истребляли буддистов и мусульман. Большинство храмов попросту сравняли с землей.
Впрочем, города все равно стояли пустыми, какая-то жизнь теплилась только в столице. Сам Пол Пот и остальные братья обосновались в Пномпене. Тут же размещались штаб-квартиры внутренних войск и армии. Остальные районы столиц пустовали.
В коммунах за любой проступок полагалась смертная казнь без суда.